15 апреля в России и мире отмечается Международный день культуры, праздник, который объединяет профессиональных деятелей из разных творческих сфер, направлений и ценителей, почитателей искусства во всех его проявлениях.
В преддверии этого праздника мы поговорили с Александром Новиковым, заслуженным артистом РФ и художественным руководителем воронежской театральной студии «Театральная 17», которая уже более десяти лет одновременно радует горожан своим творчеством и воспитывает креативную молодежь. А еще творческий коллектив стал участником проекта нашего фонда «Большие гастроли маленького театра». Надеемся, что в скором временни посмотреть их спектакли получится и у нас с вами, нашими читателями. А поддержать проект и детские театральные коллективы из разных уголков страны можно здесь.
– 15 апреля отмечается Международный день культуры. А что такое культура для вас?
– Культура для меня прежде всего важна в духовном смысле. Ведь культура «человеческого духа» – это то, что создается человеком и при этом само создает человека. Искусство, в частности театр, которым я занимаюсь, является важнейшим компонентом этого необходимого для жизни человека понятия. Никто не может точно сказать, когда оно возникло. Мне кажется, это произошло, когда человек стал «разумным».
– Расскажите о своей театральной студии. Когда она была основана, сколько человек в ней занимается, какие они — актеры «Театральной 17»? И кто ваш зритель?
– Наша студия была открыта в октябре 2011 года в рамках проекта «Студий творческого развития детей» Благотворительного Фонда Константина Хабенского на базе Воронежского концертного зала.
С 1 октября 2017 года студия переименована в творческий коллектив «Театральная 17» и является одним из подразделений Воронежского концертного зала. Константин Юрьевич остается другом «Театральной 17» и внимательно следит за её творческой жизнью. Благодаря творческим встречам среди наших творческих друзей наряду есть ещё и театр Резо Габриадзе, актеры труппы Филиппа Жанти, коллектив “Anima Allegra” (Лицедеи).
Сегодня у нас занимается 47 человек. Основная задача студии — воспитать свободных людей, умеющих думать, фантазировать, импровизировать, выражать свои мысли, не бояться проявлять эмоции и выступать перед публикой.
Наши зрители – это, конечно, взрослые и юные воронежцы. Нам посчастливилось дважды принимать участие в детском театральном фестивале «МАРШАК», также мы были участниками международного Платоновского фестиваля искусств. Благодаря этим театральным фестивалям нас знают еще и в Екатеринбурге, Уфе, Казани, Перми, Сочи, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве и Бургасе (Болгария).
– Русский театр начался в провинции, но театральная жизнь сегодня сосредоточена в столице. С какими проблемами вы, как небольшой региональный коллектив, чаще всего сталкиваетесь? Каких возможностей и ресурсов вам не хватает?
– Мне кажется, это неверное утверждение, что театральная жизнь сосредоточена в столицах. Подтверждением этому служат все крупные театральные фестивали, на которых лауреатами становятся «провинциальные» театры.
В силу специфики нашего театра, каждый год нас покидают одиннадцатиклассники, которые уходят во «взрослую» жизнь. И нам снова необходимо набирать студийцев и познакомить их с удивительным миром театра. А не хватает нам, как и любому человеку на земле, одного – времени. Ведь узнавать театр можно бесконечно.
– Каким детям точно стоит попробовать себя в театральном творчестве? Существует миф, что детям с математическим складом ума театральное творчество не подходит. Так ли это?
– По моему мнению, не существует детей с математическим, или ещё с каким-то складом ума. Мы все рождаемся детьми и знакомимся с миром через игру, а ведь именно она лежит в основе театра. Так мы и знакомим ребят с миром через театр и театральные дисциплины, которые, я уверен, им в жизни обязательно пригодятся. Выпускники студии продолжают и свое обучение в разных университетах страны, например, МГИМО, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ Высшая Школа Экономики и других, в том числе и в творческих — Школа-студия МХАТ, Московская театральная школа Олега Табакова, Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, Воронежский государственный институт искусств.
– Как вы считаете, современные дети в своём отношении к театральному искусству отличаются от предыдущих поколений? Театр всё ещё интересен им или он должен как-то измениться?
– Мне кажется, отличаются. Ведь благодаря культуре мы становимся другими. К сожалению, не всегда со знаком «плюс». Из-за гаджетов возникает дефицит человеческого общения. А нашей Студии ребята стараются его восполнить, хотя телефоны не запрещены. Просто на какое-то время они о них забывают.
Один умный человек сказал: «Любой театр хорош, кроме скучного». Поэтому театр будет всегда интересен. Для себя я не различаю и не делю театры по возрасту зрителя – театр для взрослых или для детей. Или это театр – или нет. Подростки, наверное, более честные зрители, если им не интересно – они смотреть не будут. Юному зрителю хочется, чтобы с ним разговаривали на равных и на темы, которые его интересуют.
– Театр невозможен без декораций. Где вы их берете? Часто делаете что-то своими руками?
– Театр – это мир образов. Спектакль создается, а затем и транслируется актерами в зрительный зал с помощью языка образов и эмоций. Если нам необходима для этого декорация – мы её используем. В их изготовлении нам помогает Воронежский концертный зал, творческим подразделением которого мы являемся. Но больше внимания мы стараемся уделять театральному свету.
Сцена из спектакля «Небо над НЕБОМ»// фото из архива театра
– Какой детский спектакль из текущего репертуара студии вы советуете посмотреть взрослому зрителю?
– Я бы на стал делить театры и зрителя по возрастному признаку. Мы рады на наших спектаклях всем – и «заядлым театралам», и тем, кто только знакомится с театром. Но я бы выделил наш спектакль «Небо над НЕБОМ» – это театральные, психологические и философские цитаты (и здесь мы опять возвращаемся к составляющим понятия «культура»!). Он вдохновлен творчеством выдающихся деятелей искусства: художников Рене Магритта и Франсиско Гойи, писателей Франца Кафки и Германа Гессе, танцовщицы и хореографа Пины Бауш, театрального режиссера Филиппа Жанти…
Небо над небом – это необычное место! Именно там рождаются гении. Они способны жить в некоей «высшей реальности», в которой сняты противоречия и которая делает возможным так называемое «магическое» восприятие действительности, то есть «театр».
– Как часто вы выезжаете на фестивали? Есть ли для актеров какие-то дополнительные возможности, которые помогают развиваться, совершенствовать свой талант?
– Фестивальная жизнь непредсказуема! Мы стараемся подать заявки на все интересующие нас фестивали. Но всё зависит от их оргкомитетов. Иногда это могут быть один-два фестиваля в год. И хотя во время пандемии вся фестивальная жизнь остановилась, сейчас, к нашей радости, всё восстанавливается.
– Впереди у вашей студии «Большие гастроли маленького театра». Какие у вас и ваших коллег, опытных и юных, ожидания от этого проекта-путешествия?
– Гастроли – это прежде всего встречи. Встречи с коллегами, единомышленниками. Но прежде всего это встреча с «новым» для нас зрителем. Ведь без зрителя само существование театра невозможно!