До 3 августа идет зрительское голосование в нашем детском конкурсе чтецов. А мы продолжаем разговоры с членами жюри «Пушкинских мгновений»
Сегодня советами и размышлениями делится Герман Андреев — актер «Вне.. Театр», актер МХАТ им.Горького, выпускник ГИТИСа (мастерская Л.Е.Хейфеца).
– Вы работали членом жюри «Пушкинских мгновений» – конкурса, в котором ребята читали стихи одного из самых известных русских поэтов, Александра Сергеевича Пушкина. Что Вам особенно запомнилось по итогам этого творческого состязания?
– Настолько масштабного опыта оценивания у меня не было, поэтому впечатления колоссальные: я был сражен самоотдачей детей, невероятным количеством усилий, которые они приложили, чтобы все это осуществить. И все делали это по-разному: кому-то помогали родители искать костюмы и декорации, где-то дети все делали сами, без реквизита. Там, где есть только камера и чистое действие, есть только понимание своего текста – это самая сложная актерская задача. Но огромное число конкурсантов с этим справилось невероятно хорошо. Пускай не у всех участников качество исполнения было на высшем уровне, пусть были заминки и ошибки, главное – это понимание Пушкина. Я был поражен тем, как ребята осознают то, что читают, как они смело погружаются в текст. Особенно мне запомнились три исполнителя: Анастасия Гончарова, которая стала финалисткой в категории «14-18 лет», здесь видно колоссальное понимание того, о чем она говорит. Совсем юная Дарина Негодина, которая читала письмо Татьяны. Мне кажется, Пушкинская героиня именно такая! А еще очень хочется отметить ГБУ СО РК «Центр помощи детям №4», подразделение пгт. Лоухи, которые читали отрывок из «Руслана и Людмилы». К сожалению, они не прошли в финал, но если бы я был в приемной комиссии театрального вуза, я бы бился за них до конца.
– Какие произведения у Пушкина Вы больше всего любили в детстве? Перечитываете ли Вы их во взрослом возрасте?
– В детстве у меня было любимое «У Лукоморья дуб зеленый». Конечно и сейчас, во взрослом возрасте, я перечитываю Пушкина. И даже играю несколько ролей в спектаклях, поставленных по его произведениям: «Анджело», «Моцарт и Сальери». Так что этот автор мне знаком и очень любим мною. И в разные времена, в зависимости от своего опыта и возраста, ты будешь понимать его совершенно по-разному. В этом его сложность и уникальность.
– Актёрам надо помнить много текста (часто одновременно для нескольких ролей), уметь быстро входить в образы в разных героев. Дайте совет юным чтецам и артистам: как быстро запоминать стихи и прозу? И что надо сделать, чтобы «перевоплотиться» в нужного персонажа, пусть даже на несколько минут?
– Все актеры учат тексты абсолютно по-разному. Кто-то зазубривает, например. Но мне это не помогает. И я придерживаюсь такой формулы: когда ты понимаешь, что ты учишь (будь то отрывок из прозы или стихотворение), когда осознаешь, про какого человека говоришь, когда у тебя есть картинка в голове – любой текст ты можешь выучить с легкостью. Тем более Пушкина: он очень «удобный автор». Понимание – ключ ко всему. Так меня учил мой мастер, Леонид Ефимофич Хейфец. Ты можешь сесть на стул, сказать: «Сейчас я понимаю ситуацию, принимаю ее на себя». И тогда сможешь выучить любую роль, запомнить любой текст, сыграть любую ситуацию. Все что угодно! И важно говорить не о каких-то эфемерных котах, которые «ходят в Лукоморье», а представлять конкретную картинку: какой этот дуб, что растет в Лукоморье, какого цвета у него листья, попробовать «потрогать и постоять» рядом с ним, «увидеть» эту золотую цепь максимально конкретно. И чем богаче в твоем воображении картинка, тем лучше ты в итоге прочитаешь нужный отрывок.